Дорогие коллеги!

Перед вами первый выпуск Вестника Вавиловского общества генетиков и селекционеров (ВОГиС). Вавиловское общество унаследовало не только аббревиатуру своего названия, но и традиции, а также в значительной мере структуру Всесоюзного общества генетиков и селекционеров им. Н.И. Вавилова. Как и ранее, ВОГиС работает в теснейшем контакте с Научным советом по генетике и селекции Российской Академии наук (ранее Академии наук СССР), которым руководит его председатель, чл.-корр. РАН, заведующий кафедрой генетики и селекции МГУ проф. С.В. Шестаков. Длительное время в советский период этот пост занимал действительный член АН СССР, директор Института цитологии и генетики СОАН СССР, заведующий кафедрой генетики НГУ Д.К. Беляев.

ВОГиС им. Н.И. Вавилова было организовано в 1965 г. на 1-м Всесоюзном съезде генетиков и селекционеров, проходившем на базе Главного ботанического сада АН СССР в Москве. Первым президентом ВОГиС был избран академик Б.Л. Астауров, ученик и сотрудник Н.К. Кольцова, одного из основателей отечественной генетической школы. Это событие стало своеобразным итогом сложного периода восстановления в правах генетики в нашей стране после лысенковского «средневековья».

Оглядываясь на этот период, можно отметить, что было сделано многое: вышел первый отечественный учебник современной генетики М.Е. Лобашева (в 1963 г. – первое издание, в 1967 г. – второе издание).

В 1957 г. организован Институт цитологии и генетики в составе СОАН СССР. Первым директором Института стал академик Н.П. Дубинин, которого вскоре сменил на этом посту Д.К. Беляев. К этому времени преподавание генетики велось на кафедрах генетики Ленинградского, Московского и Новосибирского университетов. В тот же период был организован Институт генетики и цитологии АН БССР под руководством академика АН БССР П.Ф. Рокицкого. Позже на базе лаборатории радиационной генетики Н.П. Дубинина, существовавшей в Институте биофизики с 1956 г., и Института генетики АН СССР с 1940 г., руководимого Т.Д. Лысенко (а с момента организации Института в 1933 г. – академиком Н.И. Вавиловым), был организован Институт общей генетики. Директором Института стал академик Н.П. Дубинин.

Противоречивость этого периода в судьбе отечественной генетики всецело была связана с противоречивостью хрущевской оттепели. Прогрессивные шаги Н.С. Хрущева по развенчанию культа личности И.В. Сталина сочетались с покровительством в отношении Т.Д.Лысенко, который сам был порождением периода сталинского культа. Неоднозначность ситуации выразилась в откровенной травле в прессе автора первого советского (послелысенковского) учебника генетики проф. М.Е. Лобашева, которого от оргвыводов спас октябрьский пленум ЦК КПСС 1964 г., освободивший Н.С. Хрущева от обязанностей генсека. Это событие одновременно символизировало начало периода, который в нашей истории известен как «период застоя».

Таким образом, у наших генетиков никогда не было безоблачной жизни. Тем не менее, ВОГиС, насчитывавшее более 10 000 членов, за период с 1965 по 1992 гг. провело 6 съездов:

2-й съезд – в январе–феврале 1972 г. прошел в Москве (Президент проф. Н.В. Турбин);

3-й съезд – в мае 1977 г. в Ленинграде на базе Ленинградского государственного университета (Президент акад. АМН Н.П. Бочков);

4-й съезд – в феврале 1982 г. в Кишиневе;

5-й съезд – в ноябре 1987 г. в Москве на базе Московского государственного университета (Президент акад. В.А. Струнников).

В этот же период было организовано Общество медицинских генетиков, образованное как дочернее по отношению к ВОГиС, во главе с первым своим президентом акад. АМН Н.П. Бочковым, и насчитывавшее 2000 членов.

Большим событием в жизни ВОГиС им. Н.И.Вавилова стал XIV Международный генетический конгресс в Москве в 1978 г. Несмотря на сложную обстановку вокруг Московского Конгресса, возникшую в связи с попыткой бойкота со стороны некоторых национальных генетических обществ, Конгресс стал актом признания авторитета нашей генетики и ее достижений.

Последний, 6-й съезд ВОГиС им. Н.И.Вавилова, прошел в ноябре 1992 г. в Минске. На этом съезде было принято решение о прекращении существования Всесоюзного общества генетиков и селекционеров им. Н.И. Вавилова в связи с ликвидацией СССР.

Несколько раньше, в феврале 1992 г., в Ленинграде состоялась учредительная конференция Общества генетиков и селекционеров России, единственной из прежних союзных республик не имевшей своего национального генетического общества. В конференции приняли участие 47 ученых из 18 региональных отделений, которые единогласно постановили учредить новое генетико-селекционное общество при Российской Академии наук. Оно получило название (по предложению проф. Б.Ф. Чадова) Вавиловского общества генетиков и селекционеров (вновь – ВОГиС). Был принят Устав нового ВОГиС, избраны временные руководящие органы для организации и проведения 1-го съезда Вавиловского общества, который и прошел в декабре 1994 г. в Саратове на базе Саратовского государственного университета, в тех стенах, которые видели триумф Николая Ивановича Вавилова, в том городе, где трагически оборвалась жизнь этого гения биологической науки. На 1-м съезде наряду с проведением развернутой научной программы (10 пленарных и 115 симпозиальных докладов, а также 3 вечерних лекции) был избран Президиум, Центральный совет и Президент Общества (см. материалы, публикуемые в настоящем выпуске).

Руководящие органы Центрального совета разместились в С.-Петербурге на базе С.-Петербургского Научного центра РАН и кафедры генетики и селекции С.-Петербургского государственного университета (СПбГУ). После периода преодоления неизбежных трудностей 10 февраля 1995 г. ВОГиС было зарегистрировано в Минюсте России. В настоящее время ВОГиС насчитывает около 2000 членов, 23 региональных отделения, 6 из которых уже прошли официальную регистрацию.

В повестке дня стоит максимально полное воссоздание структуры ВОГиС, т.е. регистрация всех его региональных отделений.

Хочется надеяться, что дальнейшая регистрация региональных отделений ВОГиС не только будет способствовать активизации нашего Общества, но и позволит решать более эффективно чисто финансовые проблемы Центрального совета, который в соответствии с Уставом не имеет иных материальных средств, кроме отчислений из региональных отделений, а эти средства поступают, мягко говоря, нерегулярно.

Еще одно важное решение было принято на 6-м съезде ВОГиС им. Н.И. Вавилова: об организации Международной ассоциации генетических обществ им. Н.И. Вавилова, которая планировалась в первую очередь как ассоциация генетиков бывшего СССР. Президентом Ассоциации была избрана Л.В. Хотылева, академик АН Беларуси. Этот шаг позволил всем участникам XVII Международного генетического конгресса в Бирмингеме (Великобритания), приехавшим из бывшего Советского Союза, выступать единой делегацией во главе с акад. Л.В. Хотылевой во время заседания Международной генетической федерации (МГФ), участвовать в выборах руководящих органов МГФ и места проведения следующего Генетического конгресса. На том же Генетическом конгрессе в Бирмингеме была учреждена Европейская генетическая федерация, в которую вступило и Вавиловское общество.

Официальными инициаторами упомянутой Международной ассоциации должны были стать генетико-селекционные общества Беларуси, России и Украины по мере их утверждения собственными государствами. В настоящее время созрели все условия для активизации работы по созданию Международной ассоциации генетических обществ.

В августе наступающего 1998-го года состоится очередной (XVIII) Международный генетический конгресс в Пекине (КНР). С сожалением должен признать, что контакты с нашими китайскими коллегами оказались затруднены по независящим от нас обстоятельствам. Китайская сторона самостоятельно формировала список пленарных и симпозиальных докладчиков (не прибегая к помощи Международного программного комитета во главе с проф. Дж. Дрейком, Национальный Институт Здоровья, США), в котором не оказалось ни одного представителя России, несмотря на неоднократные попытки довести до сведения организаторов МГК в Пекине списки ведущих генетических учреждений и ведущих генетиков России. Эти сведения также направлены Дж. Дрейку в Международный программный комитет, в который в конце концов китайские коллеги представили свою версию программы Конгресса.

Не менее важным для ВОГиС событием, которое должно произойти в 1999 г., будет 2-й съезд нашего Общества, к которому сейчас начинается подготовка.

Заключая это небольшое введение, хочу отметить полезную инициативу вице-президента ВОГиС, директора Института цитологии и генетики СО РАН акад. В.К. Шумного и заместителя директора ИЦИГ проф. Н.А. Колчанова, огромную работу сотрудника ИЦиГ Ю.Н. Шаврукова по подготовке настоящего Вестника. Эта работа подтверждает важную роль Института цитологии и генетики СО РАН в нашей генетике и ответственность его руководителей и сотрудников за судьбы отечественной науки. Хочется надеяться, что это издание станет периодическим и будет способствовать обмену информацией среди членов Вавиловского общества как в организационных, так и в чисто научных вопросах.

С.Г.Инге-Вечтомов,
президент ВОГиС, чл.-корр. РАН,
зав. кафедрой генетики и селекции СПбГУ, профессор

20 октября 1997 г.