СО РАСХН, 19–23 апреля 1999 года

Участники школы

Впечатления участников

  • Р.А.Цильке, куратор школы, профессор

  • С.Ф.Коваль, к.б.н., с.н.с.,


    Декларация


    Впечатления участников

    Р.А.Цильке, куратор школы, профессор

    «25 лет назад в 1974 г. в Сибирском НИИ сельского хозяйства (г. Омск) по инициативе заведующего лабораторией генетики иммунитета Б.Г.Рейтера была организована первая генетико-селекционная школа. В 1976 г. в Омске была организована вторая школа, последующие пять школ проходили в Новосибирске. В школах всегда участвовали исследователи всех селекционных центров Союза. В отличие от обычных семинаров, симпозиумов и конференций, в школе наряду с известными учеными участвуют начинающие молодые исследователи, которые охотно перенимают опыт старшего поколения.

    К сожалению, в седьмой школе, которая состоялась 20–23 апреля 1999 г. в СО РАСХН (Краснообск), не участвовали академики Н.А.Сурин, В.А.Зыкин, А.Ф.Стельмах (Одесса), Р.А.Уразалиев (Алма-Ата), профессора В.А.Пухальский, Н.Г.Ведров и Р.И.Рутц, которые заявили свои доклады. Большой интерес вызвали доклады С.Ф.Коваля о стратегии селекции растений, Г.П.Гамзикова – стратегии и тактике селекции и технологии возделывания пшеницы в Сибири, Н.П.Гончарова – проблемах систематики пшеницы, Н.И.Коробейникова – эффективности прогноза перспективности гибридов пшеницы, Н.А.Жаркова – новой анеуплоидной модели перехода хромосом от митоза к мейозу, Е.Р.Шукиса об успехах селекции кормовых культур на Алтае, В.И.Янченко о проблемах авторства в селекции и семеноводстве, В.В.Альта об оснащении и компьютеризации селекционной технологии, Ю.А.Христова об иммунитете растений, Е.Г.Гринберг о новых сортах овощных культур и картофеля, А.В.Заушенцевой о развитии селекции ячменя в Кемеровской области, а также доклады других сибирских селекционеров. Привлекли к себе внимание доклады и сообщения молодых исследователей: А.Ю.Кравченко, B.C.Коваля, И.В.Ильина, В.А.Годовиковой, В.А.Чернухина, А.Д.Митраковой, Л.В.Омельянюк, М.Е.Мухордовой, Н.А.Людвиной, Л.В.Иващенко, Е.А.Карповой, О.А.Рожанской, Ю.К.Зубарева и многих других, которые с интересом делились своими экспериментальными результатами и идеями. Всего на школе было представлено более 20 докладов, 30 устных и стендовых сообщений. Практически каждому выступающему задавались вопросы, а по некоторым докладам разворачивались активные дискуссии. Как и в предыдущих школах, активно участвовали сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН, что всегда создает творческую атмосферу при подобных встречах. Приходится сожалеть, что на школе не было представлено докладов по методам биотехнологии и генной инженерии, которые успешно используются в мировой практике.

    Если в сложившихся экономических условиях работу по созданию новых сортов можно охарактеризовать как удовлетворительную, то по фундаментальным и прикладным исследованиям ситуация вызывает большую тревогу, что нашло отражение в принятой участниками школы декларации. В селекционных центрах резко сократилось количество специалистов по генетике, физиологии, биохимии, иммунитету. Судя по составу участников школы, в научных учреждениях сократилось число сотрудников с научными степенями. Если в 1979 г., т.е. 20 лет назад, число участников с ученой степенью составило 78, то в 1999 г. – 55%. В 1979 г. средний возраст участников составил 43, а на состоявшейся школе – 45 лет, но при этом старше 60 лет тогда их было 5, а сейчас 18%. Есть над чем задуматься тем, кто несет ответственность за будущее сибирской селекции. В целом, если охарактеризовать школу, то надо признать, что она была хорошо организована, ее участники доброжелательно и активно обменивались информацией и, несмотря на очень непростые условия, которые сложились в последние годы в результате бездарных реформ, сибирские селекционеры и генетики не потеряли веру в будущее. »

    С.Ф.Коваль, к.б.н., с.н.с.,

    зав сектором генетических основ селекции растений,

    ИЦиГ СО РАН, Новосибирск

    «Генетико-селекционная школа в масштабах Сибирского региона проводится под эгидой СО РАСХН в седьмой раз. В программу этих совещаний всегда входят обмен информацией о научных достижениях селекционеров и генетиков Сибири и установочные доклады о новостях науки (генетика количественных признаков, культура клеток, достижения биотехнологии и др.).

    В работе последней школы приняли участие сотрудники селекционных учреждений Алтайского и Красноярского края, Новосибирской, Омской, Курганской, Тюменской, Кемеровской областей. Активное участие, как и на предшествующих школах, принимали сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск). К сожалению, из-за финансовых проблем не могли приехать докладчики с Украины (А.Ф.Стельмах), из Центральной России (В.А.Пухальский) и ряд видных ученых Сибири (Н.Г.Ведров, И.Ф.Деморенко, Р.И.Рутц, В.П.Шаманин).

    Но, несмотря на это, на Школе было сделано много интересных докладов и сообщений. Они касались как конкретных вопросов практической селекции в условиях рыночной экономики (общая стратегия, юридические вопросы, достижения по отдельным культурам, базы данных), так и теоретических аспектов.

    Г.П.Гамзиков в докладе «Стратегия и тактика селекции и технологии возделывания яровой пшеницы в Сибири» показал, что в настоящее время целесообразно учитывать три направления ландшафтного земледелия: экстенсивное – с использованием только естественных ресурсов плодородия; ординарное – с местным внесением малых доз минеральных и местных удобрений, выборочным применением гербицидов и ядохимикатов; интенсивное – с применением всех рекомендуемых приемов повышения плодородия. Соответственно этому нам требуются сорта различной интенсивности.

    В.И.Янченко поделился опытом в создании и юридическом оформлении местных подзаконных актов, регулирующих получение алтайскими селекционерами лицензионных выплат за использование потребителями новых селекционных достижений.

    Несмотря на экономические трудности и недостатки юридической базы, внушительные успехи достигнуты в селекции зерновых (Н.И.Коробейников; А.В.Заушенцева), кукурузы (В.С.Ильин), сои (Е.В.Веревкин), кормовых трав (Е.Р.Шукис, А.В.Железнов), картофеля (С.Н.Красиков), овощных культур (Е.Г.Гринберг, Н.И.Полухин). Впервые организовано устойчивое по годам местное семеноводство таких теплолюбивых культур, как соя и кукуруза, что свидетельствует о крупных достижениях в селекции на холодостойкость. Интересны были представленные работы по облепихе и рапсу.

    Это первая школа, на которой были доложены работы по таким экзотическим культурам, как мискантус (В.А.Годовикова), барбарис (Л.В.Иващенко) и пион (Г.А.Разумова).

    Н.А.Жарковым (СибНИИСХ) на основании цитологического изучения анеуплоидов пшеницы была предложена оригинальная гипотеза перехода хромосом от митоза к мейозу. Другие теоретические работы касались вопросов гаметного отбора (В.С.Коваль), отдаленной гибридизации в трибе пшенициевых (А.Ю.Кравченко), цитологического изучения триплоидов сливы (О.В.Мочалова), генетики минерального питания (А.Д.Митракова), генетических маркеров ячменя (Н.В.Зобова) и получения дигаплоидов (И.В.Голованова, Н.И.Коробейников). Как в теоретическом, так и в практическом плане был интересен доклад М.Е.Мухордовой о ядерно-цитоплазматических взаимодействиях у реципрокных гибридов яровой мягкой пшеницы.

    Среди докладов, посвященных сервису, отмечу сообщение Н.А.Людвиной о новом методе многомерной статистики, В.А.Альт – о компьютеризации селекционного процесса, Н.А.Омельянчук с соавторами – о создаваемой в ИЦиГ СО РАН селекционно-генетической базе данных.

    Среди докладчиков и слушателей было много молодых ученых, не знакомых нашему старшему поколению. Будем надеяться, что прозвучавшие выступления позволят им использовать в своей работе новые методы и подходы к решению селекционных задач.

    Наше время изобилует мрачными прогнозами о крушении науки. Прошедшая генетико-селекционная школа показала, что прикладная биологическая наука живет и работает во многом не хуже, чем в прошедшие десятилетия. »

    Декларация

    участников седьмой генетико-селекционной школы-семинара в Новосибирске (20–23 апреля 1999 г.)

    Очередная школа-семинар проходит в знаменательные дни – на пороге 2000 года и 100-летия со времени переоткрытия законов Г.Менделя. На рубеже веков произошла смена научных представлений о фундаментальном свойстве живого мира: на смену концепции о слитной наследственности пришла теория дискретной наследственности. Двадцатый век прошел под знаком этого выдающегося открытия, позволившего коренным образом изменить наши представления о биологии, трансформировать ее из описательной в строго экспериментальную науку. Менделизм и хромосомная теория наследственности легли в основу формирования концепции научной селекции, столь блестяще разработанной нашим великим соотечественником Николаем Ивановичем Вавиловым. Это привело к существенному повышению эффективности селекции растений, к созданию новых сортов сельскохозяйственных растений, характеризующихся высокой урожайностью и комплексом других ценных признаков. Огромный ущерб отечественной генетике, селекции и биологии в целом нанесла антинаучная концепция Лысенко и его единомышленников, замешанная на идеологической основе и взращенная партийными вождями. Лысенковщина, казалось, нанесла непоправимый урон нашей науке. Но стоило предоставить минимальную духовную свободу и материальную поддержку исследователям, как за исторически короткий срок буквально расцвела отечественная генетика и селекция. Организация селекционных центров, развитие их материально-технической базы и приток новых кадров преобразили селекционный процесс, сделали его комплексным, а следовательно, и более эффективным. Все активнее стали внедрятся новые методы создания селекционного материала – межвидовая гибридизация, экспериментальный мутагенез, хромосомная и генная инженерия. На ряде растений исключительно эффективной оказалась гетерозисная селекция, основанная на генетических принципах. Однако в последние годы в результате неэффективных экономических реформ, проводимых государственными деятелями, наша наука оказалась вновь в чрезвычайно трудном положении. В селекционных центрах не функционируют теплицы, климакамеры, фитотроны. Физически и морально устарело лабораторное оборудование, новое не приобретается. Часто исследователю недоступны самые необходимые материалы, химические реактивы и инструменты. Но самое страшное – это низкая заработная плата, и та часто своевременно не выплачивается. В этих условиях работа в исследовательских и селекционных лабораториях становится все менее привлекательной для молодых исследователей, выпускников средних и высших учебных заведений. Резко ухудшились жилищные условия. У каждого из нас такое ощущение, что наш труд, наши сорта, гибриды, результаты исследований по генетике, физиологии, биохимии, технологии и иммунитету не нужны нашему государству. Неужели политиканствующие государственные деятели полагают, что наш народ можно обеспечить зарубежным продовольствием? Возрастающий объем импорта сельскохозяйственных продуктов непременно приведет к уничтожению собственного производства, а в конечном итоге к колонизации нашего великого государства.

    Мы обращаемся к государственным деятелям, к избранникам народа внять голосу тех, кто в невероятно трудных условиях жизни продолжает практически безвозмездно служить своему отечеству, создавая новые неповторимые формы растений, накапливая новые экспериментальные результаты, дабы не прерывалась связь времен.

    Мы обращаемся к своим коллегам: не падайте духом, не впадайте в отчаяние в этот неимоверно трудный переходный период от одной социально-экономической системы к другой, нами еще до конца не осознанной и трудноусвояемой.

    Мы готовы и впредь делать все возможное, чтобы не оставить сельскохозяйственное производство без новых сортов, гибридов и клонов зерновых, кормовых, овощных и плодовых культур, приспособленных к конкретным климатическим условиям. Для этого нам предстоит собрать, сохранить растительные ресурсы страны и бережно их использовать в селекционных программах. Мы продолжим, по возможности, комплексное изучение тех признаков, которые имеют первостепенное значение для селекции: элементов продуктивности, устойчивости к болезням и неблагоприятным факторам климата, качества продукции и т.д.

    Нам предстоит более тесно кооперироваться и сотрудничать с целью экономного расходования средств на получение нового селекционного материла путем гибридизации, экспериментального мутагенеза, генетической инженерии. Необходимо активнее обмениваться селекционным материалом на разных этапах его испытания. Для более быстрой и тщательной оценки селекционного материала необходимы широкие экологические испытания с целью выявления генотипов, адаптированных к конкретным агроэкологическим условиям.

    Нам предстоит освоить сложные и жесткие законы рыночной экономики, при которых исключительную роль играет охрана авторского права на новый генетический материал: сорта, гибриды, инбредные линии, клоны в т.п.

    Нам необходимо чаще встречаться для обмена идеями, результатами исследований, организовать школы-семинары, симпозиумы и конференции, стремиться опубликовать свои экспериментальные результаты и теоретические положения, подготовить методические разработки для молодых исследователей и шире распространить их, освоить современные компьютерные программы для планирования эксперимента, статистической обработки данных и их анализа.

    Глубокое понимание своего долга перед своим отечеством, близкими и будущими поколениями должно придать нам силы, оптимизма, чтобы не впасть в уныние и не быть раздавленными тяжелыми, но временными обстоятельствами. Не выживать, а достойно жить на родной земле!

    Принято участниками школы 22 апреля 1999 г.
    п. Краснообск СО РАСХН