Станции юных натуралистов: что, где, когда

15.10.2018

Джеральд Даррелл писал: «Если ребенок в восемь лет не знает, кем он хочет быть – мне страшно за его будущее». Кружки и секции существуют именно для того, чтобы наши дети могли попробовать и понять, что им нравится, а что – нет. Серию статей «Дополнительное образование» мы открываем рассказом о Лаборатории экологического воспитания Института цитологии и генетики СО РАН, которая  находится по адресу: Цветной проезд, д. 3, (т. 330-40-77, сайт http://icg.nsc.ru/eco/).
Заведующая лабораторией экологического воспитания (ЛЭВ) ИЦиГ СО РАН Анна Игоревна Стекленева с удовольствием рассказала обо всех действующих кружках ЛЭВ:
— Немного углублюсь в историю: наша лаборатория существует уже больше сорока шести лет. Ранее мы назывались «Станция юннатов», а в девяностых годах нас присоединили как лаборатория экологического воспитания к Институту цитологии и генетики, но нас помнят как СЮН (станцию юных натуралистов). Суть работы не изменилась: мы привлекаем детей, подростков к биологическим дисциплинам — зоологии, ботанике, экологии, сейчас присоединилась геология. Все наши кружки – бесплатны.

Для малышей

Занятия разделяются по возрастам: для начальных классов (с 1 по 4) ведутся кружки «Юные зоологи»«Мир вокруг нас»— новое направление, предложенное педагогом Марией Никитичной Ким-Кашменской. Это знакомство с животными и растениями преимущественно нашего, Сибирского региона. Также для начальных классов существует кружок «Занимательная геология».

Для средней школы

Для среднего звена, с 5 по 7 класс, кружки другие: «Экология животных» — предмет серьезнее, чем зоология, где углубляются в экологические проблемы, связанные с животным миром. Для геологов этого возраста ведется кружок «Живая карта». Вообще, хоть геологическое направление в лаборатории самое молодое, но очень активно развивающееся, благодаря инициативным преподавателям. Сначала юные геологи занимались под руководством к.г-м.н. Валентины Николаевны Гречищевой, сейчас эстафету подхватили Елена Анатольевна Крук и Ирина Владимировна Негода — геологи по образованию, которым интересно работать с ребятишками и передавать им свой опыт и знания. Также школьники среднего звена могут записываться  в студию «Аранжировка цветов», где они занимаются флористикой. Ведет этот кружок профессионал, старейший сотрудник Валентина Александровна Великанова. Она профессор икебаны, освоила японскую школу этого искусства и дает предмет очень подробно и грамотно. Что интересно, дети после этого кружка выходят на такой уровень, что делают персональные выставки своих работ, идут трудитьсяв цветочные салоны, оформляют праздники, свадьбы. То есть, занимаясь в кружке, они получают профессию.

Для выпускников

Для самых старших ребят, с 8 по 11 класс есть кружок «Полевая экология». Здесь дети готовятся к полевым, экспедиционным работам, связанным с биологическими исследованиями. Кому это интересно, кто действительно себя видит в этой профессии, очень важно съездить в экспедицию, узнать, что такое полевое исследование и научно-исследовательская работа. Есть еще кружок «Геология и эволюция Земли» и новое направление — «Начала физиологии».

Экспедиции и не только

В течение учебного года в  кружке «Полевая экология» ведется теоретическая работа, — поясняет Анна Игоревна. — Подростки получают представление о законах существования природных сообществ, разбирают такие понятия как экосистема, экологическое равновесие, круговорот вещества в природе, получают представление о методологии научных исследований. Лаборатория каждый год подает заявки за экспедиционные гранты – мы можем выезжать с детьми на 21 день в экспедицию, где ребята учатся работать «в поле», собирать и обрабатывать материал. А самое главное — в конце полевого сезона у каждого ребенка есть некий черновик исследовательской работы, где он может применить теорию на практике, сделать самостоятельный научный вывод и выступить в дальнейшем с этой работой на конференции.
— А не опасно ли это – отпускать своего ребенка куда-то «в поле», да еще так надолго?
— Поле – это определенный стресс, риск. Но, к счастью, уже 15 лет у нас существует бессменный руководитель экспедиций, научный сотрудник Института цитологии и генетики, к.б.н. (он и ведет  кружок «Полевая экология») Сергей Олегович Батурин имеет педагогическое образование и умеет так организовать режим экспедиции, что дети быстро втягиваются в работу и серьезных  проблем не возникает. Опять же, дети в экспедицию проходят конкурсный отбор: желающих гораздо больше, чем мест. Основной критерий – ребенку хочется работать в экспедиции, побыть исследователемПеред экспедицией у нас обязательно проходит родительское собрание, на котором мы рассказываем обо всех  сложностях: дети и дрова рубят, и на костре готовят. Не каждый городской ребенок готов мыться в речке и терпеть назойливых комаров. Но те родители, которые понимают, что их ребёнок готов ко всему этому, доверяют нам и отпускают его с нами. И потом об этом не жалеют.
— Куда уже выезжали экспедиции?
— Мы придерживаемся принципа краеведения, поэтому работаем, в основном, в Новосибирской области. Ездили несколько раз на реку Бердь, в Маслянинский район. Выезжали в Тогучинский, Ордынский, Сузунский  районы. Были в Болотнинском районе на протоке Оби, несколько раз на водохранилище. Ребятишки сами с восторгом открывают для себя, сколько под боком таится неизведанного и интересного. Новосибирская область – уникальна, у нас сочетается множество природных зон: есть и тайга, и степь, и небольшие горы – Салаирский кряж, даже пустынный участок – высохший Юдинский плёс (в западной части озера Чаны), на севере области — Васюганские болота. Такое разнообразие природных ландшафтов на одной территории!
— А мы все в Турцию, в Таиланд…
-Эти названия звучат уже привычно для всех. А, например, в Маслянинском районе есть речка Кинтереп. Дело в том, что в этом районе есть  месторождения золота и по ней прошла драга, огромная машина, которая перелопачивает дно, нарушая естественный ландшафт, растительный и животным мир. Мы приехали посмотреть, как идет восстановление экосистемы реки после вторжения человека. Вот классический пример работы эколога: дети воочию видят, как быстро восстанавливается растительность, животные, что происходит и как быстро природа завоевывает свои позиции.
— Все поездки ограничиваются Новосибирской областью?
— У наших геологов география поездок гораздо шире: Карелия, Саяны. В этом году они съездили на Кольский полуостров. В геологических экспедициях дети приобретают опыт работы с инструментами, учатся отбирать и определять породу. Вот где познаются все прелести  настоящей профессии! В экспедициях иногда дети по-настоящему понимают: «Нет, вот это мне не надо, это не мое». Например, занимался у нас мальчик, всю начальную и среднюю школу в кружке геологии,  в старших классах поехал в поле и понял, что его больше тянет к живому: ушел в биологию. Важно, насколько рано приходит понимание, что в профессии в чем-то приходится через себя перешагнуть, или осознать, что через что-то ты в себе перешагнуть просто не сможешь.
— В этом году вы занялись еще и медициной…
Да, в этом году для старшеклассников открылось направление «Начала физиологии». Ведет его Мария Никитична Ким-Кашменская, биолог, выпускница ФЕН НГУ. В этом кружке практическая часть занятия проходит в форме обсуждения физиологических задач или лабораторного практикума. Важно научить детей понимать процессы, происходящие в живых организмах и прогнозировать их. Силами специалистов из нашего ботанического сада Юлии Анатолевны Пшеничкиной и Натальи Юрьевны Курочкиной у нас в лаборатории создан чудный зимний сад, коллекция которого позволяет показать особенности строения растений, их приспособление к условиям обитания.
Анна Игоревна показала замечательный музей Лаборатории экологического воспитания. В нем часто проходят экскурсии, на которые записываются заранее классами. Основные экспонаты – это чучела наших сибирских животных: птиц, рыб, насекомых. Собрана небольшая коллекция гнезд. Представлены геологические находки, палеонтологические окаменелости. Оформлена витрина, посвященная полезным ископаемым НСО, притягивает глаз большая витрина с множеством разнообразных бабочек.
Гордость СЮНа – живой уголок. Здесь живут лисы и совы, свиньи  и куры, шиншиллы и нутрии, белки, ежики, множество мышей, крыс, хомяков, морских свинок, кроликов и других животных. Кроме того, в живой уголок иногда приносят диких или попавших в беду животных: здесь  сова со сломанным крылом, коршун вовсе без крыла, белки, которые ещё в младенческом возрасте лишились матери. Хотя далеко не каждое больное животное примут в СЮН – есть опасность заразить своих питомцев, да и детей, занимающихся в СЮНе. В живом уголке также представлены различные виды холоднокровных животных: здесь и рыбы, и пресмыкающиеся, и земноводные. С восторгом мы переходим от аквариума к аквариуму: улитки, паук – птицеед, тараканы. Это тоже живой объект для изучения
Не хотелось ни покидать живой уголок, ни расставаться с его мудрой хозяйкой.
— Все животные, которые здесь содержатся, здоровы, — рассказывает Анна Игоревна. —  Ребятишки могут брать их на руки, наблюдать за их жизнью. Тактильный контакт очень важен, дети берут на руки животное и чувствуют его. В процессе общения можно узнать, что животные любят и не любят. Дети учатся кормить их, знают, что кабачок мы сове не дадим, а лисица, хоть она и хищник, с удовольствием ест морковку. Когда они кормят животных, я призываю их наблюдать: смотрите, каждое животное ест по-своему — кто-то заглатывает, кто-то пищу разгрызает, кто-то на части делит. Так формируется наблюдательность, интерес к живому существу, а в итоге — трепетное отношение к живому  в реальности.
— У нас работает очень небольшой, но творческий и сплоченный коллектив, — завергшает рассказ Анна Игоревна. — И педагоги, и лаборанты, делают всё, чтобы детям у нас было уютно и  интересно.
Анна Сызранова
15.02.2013
Взято с сайта: https://sibmama.ru/lab-ecol-vosp.htm

Комментарии к записи Станции юных натуралистов: что, где, когда отключены

Комментирование закрыто.

Институт цитологии и генетики СО РАН