Дневник Хакасия, 2017

01.11.2018

14 Июля  Бискамжа-Вершина Тёи
Владислав Михалев 11лет
Сегодня в 2:30 утра меня разбудили, ведь мы подъезжали к станции Бискамжа. Расположились в вокзале, постелили пенки на пол и легли спать. Но так как было очень холодно, я толком поспать не смог! Пришлось лежать и беззвучно стонать во сне, периодически просыпаться. Добрая Елена Анатольевна накрыла меня спальником, сразу стало лучше.
Проснулись в 5 30 утра, попили чай, наконец пришли машины и мы поехали в поселок Верхняя Тёя. Расположились в бассейне «Дельфин», сходили в музей, там нам рассказали про геологию, историю, биологию этого края. Выполнили теоретические задания, отдохнули, пошли в маршрут на отвалы горной породы в заброшенный  карьер. Там нашли образцы пирита, флюорита, серпентина, гранатов, слюды.
 Руководители: Да уж!  С утра день немного не задался, подвели таксисты, в самый ответственный момент перестали отвечать на звонки. И вот пожалуйста, сон на вокзале, завтрак на полу… Но в общем, ничего страшного, пока ребята спали, все решилось. Дальше все шло по плану: знакомство с поселком и месторождением, маршрут на отвалы, и.т.п. Вечером случилась еще одна неприятность, во время прогулки Миша С. упал и сильно ушиб ногу….
15 Июля  Вершина Теи- Верхний Аскиз
Михайлов Алексей 12 лет
Сегодня мы проснулись в 7 часов, быстро позавтракав, мы собрались и пошли пораньше в маршрут, чтобы не идти по жаре. Долго блуждали по дороге в лесу, посмотрели на старый отстойник и потом пошли назад. В конце пути мы решили забраться на отвалы Вершино-Тёского месторождения. Спустя час, прокричав около 20 раз «Камень!», пройдя несколько мелких россыпей и найдя много интересный образцов, мы сели в тень и начали писать в своих полевых дневниках. Потом, искали Ирину Владимировну, мы спустились к ней, перебрали все образцы и немного отдохнули. Мы с Кириллом успели за это время отломать большой кусок камня.
В 5 часов, кое-как мы вбились в маршрутку, потому что было много рюкзаков,  сильно вспотев, выехали на ровную дорогу, где можно было наконец открыть окна.
Добрались к вечеру. Новое место стоянки – спортзал в школа поселка Верхний Аскиз.  Вечером играли в мяч, болтали, готовились к завтрашнему маршруту.
С Андреем случилась забавная история: он спросил у руководителей, где здесь туалет, ему сказали, чтобы он сам должен его найти, для этого достаточно осмотреться. Но он его не нашел и  пошел обратно. Когда его спросили, куда он пошел, Андрей ответил: «До завтра потерплю».
Руководители:
Да, день сегодня получился длинный и насыщенный.  Главное конечно  — маршрут на различные объекты месторождения. Подниматься и что-то искать в таких местах сложно и даже немного опасно, нужно соблюдать правила техники безопасности. А еще часто не замечаешь, как набираешь высоту. Именно это и случилось с ребятами. Пришлось одному руководителю подниматься  вместе с ними до технологической дороги, а второй остался внизу. Вот и получилось, что Ирину Владимировну кое-кто потерял. Но ничего не бывает напрасно, отработали движение по склону, нашли отличные образцы, и как бонус, посмотрели на поселок с высоты птичьего полета.
Школа в Верхнем Аскизе поразила отлично выбранным местом. Прямо со двора открывается великолепный вид на широкую, еще по весеннему зеленую степь, поэтому пока мальчишки играли в мяч, некоторые искали туалет, а это был не только Андрей, кое-кто бегал за молочком, мы наслаждались великолепным степным закатом .
16 Июля            Верхний Аскиз –Абакан
Шевченко Влада 12лет
Оказывается я сегодня дежурю, так что подъем у меня был в 6:00. Пока я ставила чай, резала хлеб и сыр, оказалось, что все проснулись и складывают рюкзаки Мне тоже сказали пойти и сложить мой рюкзак, но во время того, как я это делала, дворовая собака съела весь нарезанный сыр и, причем, еще осталась голодной!
После завтрака  отправились на коренные выходы глинистых сланцев и родусита.  Сегодня идут все, даже Миша, хотя у него еще болит нога. Сначала все собирали образцы, а потом описывали коренные обнажения.
После обеда нужно было уезжать в Абакан. Доехали без особых приключений и поселились в трехкомнатной квартире (но это ненадолго).Здесь были плита, холодильник, душ и даже телевизор. На ужин мы с Владиком приготовили картошку с тушеной и салат. Оказывается это он второй дежурный, вот интересно, где он был утром, когда собака ела наш сыр!!!
Вечером нас отпустили погулять по Абакану. Оказалось, что в городе много смешных и интересных памятников. Через какое-то время после нашего возвращения объявили «отбой» и мы, веселые и довольные, пошли спать.

17 Июля          Абакан
Анисимова Вероника  12лет
Сегодня мы поехали на обнажение осадочных пород. Там мы должны были найти окаменелости девонского периода. На обнажениях кое-где породу приходилось раскалывать молотком, а где-то можно было просто очищать пальцами. Окаменелостей было очень много: брахиоподы, кораллы, мшанки, гастроподы.
Потом мы поехали в пещеру Кристалльную.  До пещеры пришлось идти пешком,  прошли  километр и нашли вход в пещеру. Перекусили прямо у провала, оделись в теплую одежду и по веревке, по очереди спустились в пещеру. В ней было довольно прохладно. На стенах росли кристаллы кальцита, а в углу лежали кости каких-то животных. Все прошли в левый ход пещеры, чтобы попасть в главный зал. Там были огромные кристаллы кальцита и красивые натечки, похожие на елочки. Оттуда мы должны были пройти в главный зал, но не нашли дорогу. Мы с Андреем набрали образцов, и поднялись наверх. Когда вернулись в Абакан, у нас был праздничный ужин, мы пили сок и ели зефир. Потом мы ходили гулять по городу.
18 Июля         Малая Сыя                (Катя Сахаровская).
Сегодня мы отдыхали, это значит маршрутов сегодня не будет.
Когда я проснулась, завтрак был уже готов. Его приготовили преподаватели!  Дальше  —  пляж и пиццерия.  Преподаватели назначили меня старшей по пиццерии, а сами поехали за вещами на квартиру с нашим общим спасителем Дмитрием, который помог с переездом на автовокзал.  Мы вернулись вовремя, как раз к погрузке вещей в маршрутку до Малой Сыи. По пути к нам, в уже переполненную машину, влезла местная женщина  и сразу начала кричать в том, что из-за нас она не может сесть в маршрутку.  В итоге, мы все доехали и заодно посмеялись и повеселились.
Наш новая стоянка палаточная, на берегу реки Белый Июс.  Вечером был костер и разговоры про завтрашний день.
В итоге мне досталось комментировать выходной день без походов и заданий. Мне повезло! 🙂
19 Июля                 Малая Сыя                 Катя Морозова
Этот день был доверху наполнен эмоциями. Мы проснулись довольно рано, вкусно позавтракали, собрались и пошли к п. Малая Сыя. Там нас ждали наш инструктор, Елена Владимировна, Олег Георгиевич, спелеолог и Петр Исипович — водитель «буханки», на которой мы отправились в путь — на Тропу Шаманов. В лагере остались лишь Миша с Андреем, как дежурные и Владик, который забыл кепку (опять!).
Солнце еще не успело нагреть землю, поэтому идти было приятно. Перед нами открывались красивейшие величавые просторы. У подножия гор быстро скользила река, склоны были то каменистые, но покрытые сплошным слоев мягкой зеленой травы. Мы шли по узкой тропке, залезали в небольшие гроты, поднимались на самые вершины пусть и не очень высоких, но красивых скал.
Среди гротов был один с древними наскальными рисунками, предположительно предназначавшимися богу плодородия; другой- с костями косулей, маралов, пещерных гиен, и даже человека!
Зато возвращаться было не так приятно — началось самое пекло, но мы, превозмогая жажду, все-таки вернулись добрались до туристической базы. Там, вкусно пообедав и, главное, и выпив по два стакана компота мы, наконец, отправились в лагерь, где у нас появилась неожиданная возможность побатонить, которой мы с радостью воспользовались: купались, валялись на солнышке и читали вслух.
Вечером, на славу отдохнув, мы поехали в пещеру Археологическая. Там, внутри, было огромное количество гротов, на стенах которых наросли кораллиты. Нам разрешили залезть в сквозные карстовые полости-щели. Когда я уже залезла в щель лабиринта,  сзади раздался чей-то испуганный возглас: «Миша Староконь застрял!». Несмотря на это, мы благополучно вылезли из пещеры и вернулись в лагерь.
Вот такой насыщенный и интересный день у нас был.
20 Июля.               Малая Сыя              Жимулев Кирилл
Сегодня у нас запланирована поездка  на золотой рудник «Коммунар». Поехали все, кроме Владика, Андрея и Вероники, ибо, как выразилась Елена Анатольевна, у них «Нос не дорос».  (Руководители: да, поездки на рудник согласовать с каждым годом все труднее, и  а о детях до 12 лет вообще говорить не приходиться. Кстати, елена Анатольевна тоже осталась и времени мы даром не теряли, учились мыть шлихи и описывать реку)
На руднике мы выслушали рассказ о  истории и принципе работы фабрики по переработке руды. На этом наше общение с рудником, к общему сожалению, закончилось и мы поехали к шахте. Ну и естественно (как же без этого!), мы сделали чуть ли не набег на столовую несчастных шахтеров. Кстати, еда была вкусной.
Потом съездили к провалу и на работающий карьер, где поискали интересные образцы. Леша нашел самый ценный «образец» — фильтр от БЕЛАЗа.
После мы поехали по ухабистой дороге на небольшой золотоносный приток р. Июс с целью намыть золото в пластиковых одноразовых тарелках, купленных по дороге. Получавшийся черный шлих мы собрали и сохранили для дальнейшего изучения по бинокуляром. На обратном пути Леша поймал овода, назвал его Сергей и держал его в руке. Спустя некоторое время Серега героически умер через выбрасывание в окно, а може и не умер, кто его знает.
Вечером к нам в гости пришли Елена Владимировна, Петр Иосипович и Олег Георгиевич. Мы собрались у костра и слушали рассказы Олега Георгиевича о Кашкулакской пещере, о ее тайнах и загадках. Он рассказывал очень интересно, и все слушали с удовольствием. Потом достали гитару, и стали петь песни у костра- было уютно и лампово.
Когда стало совсем темно, мы пошли заниматься ночным ориентированием — это было достаточно нетрудно.
22 Июля.           Малая Сыя-Шира                Уколов Денис
На сегодня у нас было запланировано пещеры Кушкулакской (пещеры «Тёмного Дьявола»), о которой нам рассказывал Олег Георгиевич вчера у костра, но сначалы мы посетили музей п. Малая Сыя, его  главная хранительница Елена Владимировна рассказала об истории многих камней, о жизни древних людей и ещё о многом.
Через несколько часов приехала машина, на которой мы, захватив с собой каски и фонари, и поехали в пещеру. Спускаться в нее пришлось  по трёхметровой лестнице. Здесь, возможно, когда-то было убежище известного противника Советской власти — Соловьёва. Прошли мы относительно небольшую часть пещеры. На обратном пути все затушили свет, чтобы попытаться поймать галлюцинации. После того как мы вылезли из пещеры, Олег Григорьевич подарил нам свои книги об окрестностях Малой Сыи.
Поздно вечером разбили лагерь  на территории учебной базы НГУ. Завтра домой.