21.12.2012
Все начинается с детства
Наш Академгородок – удивительное место, место сосредоточения научных идей и проектов. Любовь к науке может закладываться с детства. И не только именитые ученые могут делать открытия, но и обычные школьники. Жажда познания окружающего нас мира, интерес к проведению собственного научного исследования воспитываются в Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН.
Уже многие годы воспитанники СЮНа, в дальнейшем вошедшего в состав Института цитологии и генетики в качестве лаборатории, выезжают летом в полевые экспедиции. После весь собранный материал обрабатывается, и представляется на научно-практических конференциях школьников разного уровня. Этот год не был исключением. Три недели ребята провели в поле, изучая природные сообщества долины реки Бердь. Ведь так важно знать место, где живешь, представлять и понимать все, что видишь!
В этом году, 9 декабря, на лабораторной конференции было представлено 15 докладов. Большинство ребят выйдут с ними дальше на районный, городской, а может и областной уровни.
Шестаков Сергей рассказывал об орнитофауне изучаемой местности, т.е. о птицах. Уже четвертый год Сергей работает с птицами, и его по праву можно считать специалистом в области определения пернатых. В этом году им был применен интересный подход к изучению – привязка в экотонам, пограничным зонам между биотопами (участками с однородными абиотическими, т.е. не являющимися продуктом действия живых организмов, факторами).
Еще один участник конференции, Абрашитов Федор, рассказывал о жужелицах
, жуках-хищниках, и их поведении. Данная работа проводится уже второй год. В этом году Федор сам предложил и использовал в с
воем исследовании методику оценки характера перемещения нелетающих жужелиц.
Еще одна работа была посвящена козявочке кувшинковой. И это вовсе не ласковое название жучка, а самое настоящее видовое – Козявочка кувшинковая (Galerucella nymphaeae)! Работа с этим видом идет уже не первый год, и Маша Яковлева переняла эстафету.
Были работы, посвященные макрозообентосу ( водные организмы, превышающие по размеру 2 мм), для выполнения которых ребятам приходилось много времени проводить в воде, собирая материал, а потом, иногда даже после заката, обрабатывать и определять виды. Одна из таких работ была представлена Деревянкиной Галиной
, показавшей, как меняется сообщество макрозообентоса в результате постройки ГЭС на русле реки. Еще одной работой, выполненной на основе видового анализа макрозообентоса, была работа Батурина Леонида, определявшего качество воды реки Бердь в исследуемом районе.
Из позвоночных кроме птиц исследовались ящерицы. Данную работу на суд коллег представил Воронецк
ий Георгий – это его первая поездка в экспедицию, и первая работа.
Так же были представлены работы по муравьям (Кунгурцев Георгий), водным моллюскам (Королева Елизавета), пиявкам (Шихалева Екатерина), дождевым червям (Ильин Андрей), ивам (Ершов Сергей).
![](http://sites.icgbio.ru/eco/wp-content/uploads/sites/4/2012/12/DSCN1652-150x112.jpg)
Дембровский Алексей рассказал об изменениях, происходящих в искусственных посадках сосны с течением времени, показал, какой способ высадки сосен оказался наиболее выгодным в ретроспективе времени.
Каманова Екатерина в своей работе изучала адсорбционные свойства сообществ макрофитов. Интересно, что макрофиты – крупные водные растения, участвуют в процессах самоочищения реки, задерживая взвешенные частицы из воды.
Все работы дополняют друг друга, в чем-то пересекаясь, показывая общую картину экологического состояния изучаемой местности. А если учесть, что такая работа в детской полевой экспедиции на реке Бердь, как и в других районах Новосибирской области, проводится не первый год, то можно смело сказать, что в результате проведенного исследования мы узнаем больше о месте, где живем.
![](http://sites.icgbio.ru/eco/wp-content/uploads/sites/4/2012/12/DSCN1655-150x112.jpg)
Все ребята, представившие свои исследования, хорошо поработали! И пусть кто-то ведет работу не первый год, а кто-то впервые поехал в экспедицию. Мы надеемся, что и в дальнейшем ребята будут постигать азы научной работы, учиться анализировать полученные данные, делать выводы из увиденного.
Комментарии к записи Конференция ЛЭВ по итогам экспедиции, 2012 отключены